Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 5 им. А.А. Алиева» г. Кизилюрт СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МКОУ «Гимназия № 5 им. А.А. Алиева» (протокол от 14 апреля 2019 г. № 4) УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ «Гимназия № 5 им. А.А. Алиева» Мусалаева А.В. 17 апреля 2019 г. Отчет о результатах самообследования муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 5 им. А.А. Алиева» за 2019 год Аналитическая часть I. Общие сведения об образовательной организации Наименование образовательной организации Руководитель Адрес организации Муниципальное кмазенное общеобразовательное учреждение «Гимназия №5 им. А.А. Алиева» (МКОУ «Гимназия №5 им. А.А. Алиева») Мусалаева А.В. 368107, г. Кизилюрт, пос. Новый Сулак, ул. Заводская, 1 Телефон, факс 89285230033 Адрес электронной почты Sulack5@mail.ru Учредитель ГО «Город Кизилюрт» Дата создания 1964 год Лицензия № 8912 от 30 марта 2017 г, серия 05Л01 №0003306 Свидетельство о государственной аккредитации №6581 от 24 марта 2017 г., серия 05А01 № 0001495 МКОУ «Гимназия № 5» (далее – ОУ) расположена в поселке Новый Сулак города Кизилюрт РД. Большинство семей обучающихся проживают в домах типовой застройки: 85 % − рядом со ОУ, 15 процентов − в близлежащих селах. Основным видом деятельности Школы является реализация общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. II. Система управления организацией Управление осуществляется на принципах единоначалия и самоуправления. Органы управления, действующие в Школе Наименование органа Функции Директор Контролирует работу и обеспечивает эффективное взаимодействие структурных подразделений организации, утверждает штатное расписание, отчетные документы организации, осуществляет общее руководство ОУ Совет школы Рассматривает вопросы: − развития образовательной организации; − финансово-хозяйственной деятельности; − материально-технического обеспечения Педагогический совет Осуществляет текущее руководство образовательной деятельностью Школы, в том числе рассматривает вопросы: − развития образовательных услуг; − регламентации образовательных отношений; − разработки образовательных программ; − выбора учебников, учебных пособий, средств обучения и воспитания; − материально-технического обеспечения образовательного процесса; − аттестации, повышения квалификации педагогических работников; − координации деятельности методических объединений Общее собрание работников Реализует право работников участвовать в управлении образовательной организацией, в том числе: − участвовать в разработке и принятии коллективного договора, Правил трудового распорядка, изменений и дополнений к ним; − принимать локальные акты, которые регламентируют деятельность образовательной организации и связаны с правами и обязанностями работников; − разрешать конфликтные ситуации между работниками и администрацией образовательной организации; − вносить предложения по корректировке плана мероприятий организации, совершенствованию ее работы и развитию материальной базы Для осуществления учебно-методической работы в гимназии созданы 9 методических объединений, из которых 8 – предметных. - учителей русского языка и литературы; - учителей иностранных языков; - учителей родных языков; - учителей истории и обществознания; - учителей математики, физики, информатики и ИКТ; - учителей биологии, химии, географии; - учителей физической культуры; - объединение педагогов начального образования; - МО классных руководителей. В целях учета мнения обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в гимназии действуют Совет обучающихся и Совет родителей. III. Оценка образовательной деятельности Образовательная деятельность в ОУ организована в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования, СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», основными образовательными программами по уровням, включая учебные планы, годовые календарные графики, расписание занятий. Учебный план 1–4 классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования (реализация ФГОС НОО), 5–9 классов – на 5-летний нормативный срок освоения основной образовательной программы основного общего образования (реализация ФГОС ООО), 10–11 классов – на 2-летний нормативный срок освоения образовательной программы среднего общего образования (ФГОС СОО). IV. Содержание и качество подготовки Статистика показателей за 2015 – 2019 годы № п/п Параметры статистики 2015–2016 учебный год 2016–2017 учебный год 2017–2018 учебный год 2018–2019 учебный год 1 Количество детей, обучавшихся на конец учебного года (для 2018– 2019 – на конец 2018 года), в том числе: 946 1019 1067 1171 – начальная школа 499 574 593 620 – основная школа 407 406 436 506 – средняя школа 40 39 38 45 – начальная школа 0 0 0 0 – основная школа 0 0 0 0 – средняя школа 0 0 0 0 1 0 0 0 2 3 Количество учеников, оставленных на повторное обучение: Не получили аттестата: – об основном общем образовании – среднем общем образовании 4 0 0 0 1 – в основной школе 3 2 7 6 – средней школе 3 0 2 1 Окончили школу с аттестатом особого образца: Основная школа 7 6 5 4 Окончили школу с аттестатом особого образца 3 2 1 0 2015 - 2016 учебный год 2016 - 2017 учебный год 2017 - 2018 учебный год 2018 - 2019 учебный год Средняя школа 3 2,5 2 1,5 Окончили школу с аттестатом особого образца 1 0,5 0 2015 - 2016 учебный год 2016 - 2017 учебный год 2017 - 2018 учебный год 2018 - 2019 учебный год Приведенная статистика показывает, что положительная динамика успешного освоения основных образовательных программ сохраняется, при этом стабильно растет количество обучающихся гимназии. Профильное обучение в гимназии ведется в 10-11 классах. Профили: социально-гуманитарный и химико-биологический. Краткий анализ динамики результатов успеваемости и качества знаний Результаты освоения учащимися программ начального общего образования по показателю «успеваемость» в 2019 году Не успевают Переведены Из них успевают Окончили год Окончили год условно Всего Из них н/а Всего С Классы С обуч-ся отметкам Кол-во % % отметка % Кол-во % Кол-во % Кол-во % и «4» и ми «5» «5» 2 144 144 32,5 78 54,1 23 15,9 0 0 0 0 0 0 3 163 163 36,8 89 54,6 35 21,4 0 0 0 0 0 0 4 135 135 30,5 62 45,9 25 45,9 0 0 0 0 0 0 Итого 442 442 100 229 51,8 83 18,77 0 0 0 0 0 0 50 40 30 С отметками "5" окончили школу 20 10 0 2-е классы 3-е классы 4-е классы Если сравнить результаты освоения обучающимися программ начального общего образования по показателю «успеваемость» в 2019 году с результатами освоения учащимися программ начального общего образования по показателю «успеваемость» в 2018 году, то можно отметить, что процент учащихся, окончивших на «4» и «5», вырос на 0,47 процента (в 2018 был 26,22 %, а в 2019 – 26,69 %). Результаты освоения учащимися программ основного общего образования по показателю «успеваемость» в 2019 году Не успевают Из них Окончили Окончили Переведены успевают год год условно Всего Из них н/а Всего Классы С С обуч-ся КолКолКол-во % отметками % отметками % % % Кол-во % во во «4» и «5» «5» 5 142 140 98,5 71 50 17 11,9 2 1,4 0 0 2 1,4 6 111 111 100 40 36 10 9 0 0 0 0 0 0 7 76 64 84,2 19 25 2 2,6 12 15,7 0 0 12 15,7 8 87 77 88,5 20 22,9 4 4,5 10 11,4 0 0 10 11,4 9 90 90 100 31 34,4 5 5,5 0 0 0 0 0 0 Итого 506 482 95,2 181 35,7 38 7,5 24 4,7 0 0 24 4,7 20 15 10 С отметками "5" окончили школу 5 0 5-е классы 6-е классы 7-е классы 8-е классы 9-е классы Если сравнить результаты освоения обучающимися программ основного общего образования по показателю «успеваемость» в 2019 году с результатами освоения учащимися программ основного общего образования по показателю «успеваемость» в 2018 году, то можно отметить, что успеваемость уменьшилось на 0,6 %; показатели качества обучения увеличились на 6, 79 %. Результаты освоения программ среднего общего образования обучающимися 10, 11 классов по показателю «успеваемость» в 2019 году Не успевают Сменили Из них Окончили Переведены Окончили год форму успевают полугодие условно Всего Из них н/а обучения Всего Классы обуч-ся С С КолКолКолКол% отметками % отметками % % % Кол-во % % во во во во «4» и «5» «5» 10 28 28 100 18 64,2 8 28,5 0 0 0 0 0 0 0 0 11 17 17 100 7 41,1 3 17,6 0 0 0 0 0 0 0 0 Итого 45 45 100 25 55,5 11 24,4 0 0 0 0 0 0 0 0 30 25 20 С отметками "5" окончили школу 15 10 5 0 10-е классы 11-е классы Результаты освоения учащимися программ среднего общего образования по показателю «успеваемость» в 2019 учебном году выросли на 12,4 процента (в 2018 количество обучающихся, которые закончили полугодие на «4» и «5», было 19), процент учащихся, окончивших на «5», также увеличилось на 3 % (в 2018 было 4 учащихся из 44). Результаты сдачи ЕГЭ 2019 года Предмет Сдавали всего человек Сколько обучающихся получили 100 баллов Сколько обучающихся получили 90–98 баллов Средний балл Русский язык 17 0 1 53,35 Математика 17 0 0 94 Физика 0 0 0 - Химия 1 0 0 44 Информатика 0 0 0 - Биология 3 0 0 28,66 История 6 0 0 35,5 Англ. язык 1 0 0 65 Обществознание 6 0 0 48,83 Итого: 51 0 0 В 2019 году результаты ЕГЭ по показателю «успеваемости» уменьшились. 2018 г. 100 % учащихся получили аттестаты о среднем образовании. В 2019 г. – 94,1 % (не получили аттестат о среднем образовании – 1 учащийся) Медалистов в 2018 г. – 2, в 2019 г. – 1. Результаты сдачи ОГЭ 2019 года Предмет Сдавали всего человек Сколько обучающихся получили 100 баллов Сколько обучающихся получили «5» Сколько обучающихся получили «4» Сколько обучающихся получили «3» Математика 86 0 29 54 3 Русский язык 86 0 13 26 51 Английский язык 1 0 0 1 0 Биология 54 0 16 33 5 Обществознание 70 0 15 42 13 Физика 1 0 0 0 1 История 12 0 3 7 2 В 2019 году 77,32 % выпускников 9-х классов МКОУ «Гимназия № 5 им. А.А. Алиева» сдали ОГЭ на «5» и «4». По сравнению с 2018 годом показатели качества знаний по результатам ОГЭ снизилось на 8,6 % (в 2018 году количество учащихся, сдавших на «5» и «4» составило 85,92 %). V. Востребованность выпускников Основная школа Средняя школа Всего Поступили в ВУЗ Поступили в профессиональную ОО Устроились на работу Пошли на срочную службу по призыву 15 27 7 5 15 1 1 31 14 5 2 7 0 31 0 19 21 5 8 7 0 30 1 40 17 3 5 7 0 Перешли в 10-й класс другой ОО Поступили в профессиональную ОО Год выпуска Всего Перешли в 10-й класс Школы 2016 59 28 0 2017 74 20 2018 71 2019 90 В 2019 году увеличилось число выпускников 9-го класса, которые продолжили обучение в других общеобразовательных организациях региона. Это связано с тем, что в Школе не введено профильное обучение, которое становится востребованным среди обучающихся. Количество выпускников, поступающих в ВУЗ, стабильно растет по сравнению с общим количеством выпускников 11го класса. VI. Оценка функционирования внутренней системы оценки качества образования В ОУ утверждено положение о внутренней системе оценки качества образования. По итогам оценки качества образования в 2019 году выявлено, что уровень метапредметных результатов соответствуют среднему уровню сформированности личностных результатов высокая. По результатам анкетирования 2019 года выявлено, что количество родителей, которые удовлетворены качеством образования в Школе, – 63 процента, количество обучающихся, удовлетворенных образовательным процессом, – 68 процентов. Высказаны пожелания о введении профильного обучения с естественно-научными, социально-экономическими и технологическими классами. По итогам проведения заседания Педсовета принято решение ввести профильное обучение в Школе. VII. Оценка кадрового обеспечения На период самообследования в Школе работают 93 педагога, из них 8 – внутренних совместителей. Из них 1 человек имеет среднее специальное образование и обучается в педагогическом университете. В 2019 году аттестацию прошли ? человека – на первую квалификационную категорию. В целях повышения качества образовательной деятельности в школе проводится целенаправленная кадровая политика, основная цель которой – обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в его развитии, в соответствии потребностями Школы и требованиями действующего законодательства. Основные принципы кадровой политики направлены: − на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала; − создание квалифицированного коллектива, способного работать в современных условиях; − повышения уровня квалификации персонала. Оценивая кадровое обеспечение образовательной организации, являющееся одним из условий, которое определяет качество подготовки обучающихся, необходимо констатировать следующее: − образовательная деятельность в школе обеспечена квалифицированным профессиональным педагогическим составом; − в Школе создана устойчивая целевая кадровая система, в которой осуществляется подготовка новых кадров из числа собственных выпускников; − кадровый потенциал Школы динамично развивается на основе целенаправленной работы по повышению квалификации педагогов. VIII. Оценка учебно-методического и библиотечно-информационного обеспечения Общая характеристика: − объем библиотечного фонда 30330 единица; − книгообеспеченность – 85 процентов; − обращаемость – 1304 единиц в год; − объем учебного фонда 14340 единица. Фонд библиотеки формируется за счет федерального, областного, местного бюджета. Состав фонда и его использование: № Вид литературы Количество единиц в фонде Сколько экземпляров выдавалось за год 1. Учебная 3131 2139 2. Педагогическая 138 90 3. Художественная 2000 1300 4. Справочная 96 41 5. Языковедение, литературоведение 150 67 6. Естественно-научная 136 35 7. Техническая 30 10 8. Общественно-политическая 85 37 Фонд библиотеки соответствует требованиям ФГОС, учебники фонда входят в федеральный перечень, утвержденный приказом Минобрнауки. В библиотеке имеются электронные образовательные ресурсы – 1338 дисков; сетевые образовательные ресурсы – 60. Мультимедийные средства (презентации, электронные энциклопедии, дидактические материалы) – 300. Средний уровень посещаемости библиотеки – 12 человек в день. На официальном сайте школы есть страница библиотеки с информацией о работе и проводимых мероприятиях библиотеки Школы. Оснащенность библиотеки учебными пособиями достаточная. Отсутствует финансирование библиотеки на закупку периодических изданий и обновление фонда художественной литературы. IX. Оценка материально-технической базы Материально-техническое обеспечение Школы позволяет реализовывать в полной мере образовательные программы. В Школе оборудованы 33 учебных кабинета, 21 из них оснащен современной мультимедийной техникой, в том числе: − лаборатория по физике; − лаборатория по химии; − лаборатория по биологии; − два компьютерных класса; − столярная мастерская; − кабинет технологии для девочек; − кабинет ОБЖ (оборудован тренажерами «Максим», «Лазерный тир» и др.). На втором этаже здания оборудован актовый зал. На первом этаже оборудованы столовая и пищеблок, спортивный зал. Асфальтированная площадка для игр на территории Школы оборудованы. Результаты анализа показателей деятельности организации Данные приведены по состоянию на 29 декабря 2019 года. Показатели Единица измерения Количество Общая численность учащихся человек 1 261 Численность учащихся по образовательной программе начального общего образования человек 668 Численность учащихся по образовательной программе основного общего человек 535 Образовательная деятельность образования Численность учащихся по образовательной программе среднего общего образования человек 58 человек (процент) 693 (55,5 %) Средний балл ГИА выпускников 9 класса по русскому языку балл 4,04 Средний балл ГИА выпускников 9 класса по математике балл 3,83 Средний балл ЕГЭ выпускников 11 класса по русскому языку балл 53,35 Средний балл ЕГЭ выпускников 11 класса по математике (базовая / профильная) балл 3 / 58,5 Численность (удельный вес) выпускников 9 класса, которые получили неудовлетворительные результаты на ГИА по русскому языку, от общей численности выпускников 9 класса человек (процент) 0 (0 %) Численность (удельный вес) выпускников 9 класса, которые получили неудовлетворительные результаты на ГИА по математике, от общей численности выпускников 9 класса человек (процент) 0 (0 %) Численность (удельный вес) выпускников 11 класса, которые получили результаты ниже установленного минимального количества баллов ЕГЭ по русскому языку, от общей численности выпускников 11 класса человек (процент) 0 (0 %) Численность (удельный вес) выпускников 11 класса, которые получили результаты ниже установленного минимального количества баллов ЕГЭ по математике, от общей численности выпускников 11 класса человек (процент) 1 (5,9 %) Численность (удельный вес) выпускников 9 класса, которые не получили аттестаты, от общей численности выпускников 9 класса человек (процент) 1 (5,9 %) Численность (удельный вес) выпускников 11 класса, которые не получили аттестаты, от общей численности выпускников 11 класса человек (процент) 1 (5,9 %) Численность (удельный вес) выпускников 9 класса, которые получили аттестаты с отличием, от общей численности выпускников 9 класса человек (процент) 6 (6,7 %) Численность (удельный вес) учащихся, успевающих на «4» и «5» по результатам промежуточной аттестации, от общей численности обучающихся Численность (удельный вес) выпускников 11 класса, которые получили аттестаты с отличием, от общей численности выпускников 11 класса человек (процент) 3 (17,6 %) Численность (удельный вес) учащихся, которые принимали участие в олимпиадах, смотрах, конкурсах, от общей численности обучающихся человек (процент) 73 (5,8 %) Численность (удельный вес) учащихся – победителей и призеров олимпиад, смотров, конкурсов от общей численности обучающихся, в том числе: человек (процент) 5 (0,4 %) − регионального уровня − федерального уровня 0 (0 %) − международного уровня 0 (0 %) Численность (удельный вес) учащихся по программам с углубленным изучением отдельных учебных предметов от общей численности обучающихся человек (процент) Численность (удельный вес) учащихся по программам профильного обучения от общей численности обучающихся человек (процент) 45 (3,6 %) Численность (удельный вес) учащихся по программам с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения от общей численности обучающихся человек (процент) 0 (0 %) Численность (удельный вес) учащихся в рамках сетевой формы реализации образовательных программ от общей численности обучающихся человек (процент) 0 (0 %) Общая численность педработников, в том числе количество педработников: человек − с высшим образованием 70 − высшим педагогическим образованием 69 − средним профессиональным образованием 25 − средним профессиональным педагогическим образованием Численность (удельный вес) педработников с квалификационной категорией от общей численности таких работников, в том числе: 25 человек (процент) − с высшей 10 (10,5 %) − первой 21 (22,1 %) Численность (удельный вес) педработников от общей численности таких работников с педагогическим стажем: человек (процент) − до 5 лет 17 (17,9 %) − больше 30 лет 12 (12,9 %) Численность (удельный вес) педработников от общей численности таких работников в возрасте: человек (процент) − до 30 лет 16 (16,8 %) − от 55 лет 17 (17,9 %) Численность (удельный вес) педагогических и административно-хозяйственных работников, которые за последние 5 лет прошли повышение квалификации или профессиональную переподготовку, от общей численности таких работников человек (процент) 95 (100 %) Численность (удельный вес) педагогических и административно-хозяйственных работников, которые прошли повышение квалификации по применению в образовательном процессе ФГОС, от общей численности таких работников человек (процент) 95 (100 %) Количество компьютеров в расчете на одного учащегося единиц 0,066 Количество экземпляров учебной и учебно-методической литературы от общего количества единиц библиотечного фонда в расчете на одного учащегося единиц 14 340 Наличие в школе системы электронного документооборота да/нет да Наличие в школе читального зала библиотеки, в том числе наличие в ней: да/нет Да − рабочих мест для работы на компьютере или ноутбуке 1 − медиатеки нет − средств сканирования и распознавания текста нет − выхода в интернет с библиотечных компьютеров да − системы контроля распечатки материалов да Численность (удельный вес) обучающихся, которые могут пользоваться широкополосным интернетом не менее 2 Мб/с, от общей численности обучающихся Общая площадь помещений для образовательного процесса в расчете на одного обучающегося человек (процент) кв. м 2,78 Анализ показателей указывает на то, что Школа имеет достаточную инфраструктуру, которая соответствует требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» и позволяет реализовывать образовательные программы в полном объеме в соответствии с ФГОС общего образования. Школа укомплектована достаточным количеством педагогических и иных работников, которые имеют высокую квалификацию и регулярно проходят повышение квалификации, что позволяет обеспечивать стабильных качественных результатов образовательных достижений обучающихся. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ДИНАМИКА ПО КОЛИЧЕСТВУ ПРИЗОВЫХ МЕСТ ЗА УЧАСТИЕ ВО ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ШКОЛЬНИКОВ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ТРИ ГОДА: 2016 – 2017 учебный год 2017 – 2018 учебный год 2018 – 2019 учебный год 1-е 2-е 3-е Лучш. Итого 1-е 2-е 3-е Лучш. Итого 1-е 2-е 3-е Лучш. Итого места места места рез. места места места рез. места места места рез. Муниципальный этап 12 19 10 1 42 12 11 15 - 38 17 18 13 1 49 2 1 4 - - 5 Республиканский этап - 1 - - 1 2 - - - Сравнительная динамика по количеству призовых мест за участие во ВсОШ Муниципальный этап ВсОШ 50 40 30 20 10 0 2016 - 2017 2017 - 2018 2018 - 2019 учебный год учебный год учебный год Муниципальный этап ВсОШ Республиканский этап ВсОШ 5 4 3 2 1 0 2016 - 2017 2017 - 2018 2018 - 2019 учебный год учебный год учебный год Республиканский этап… X. Воспитательная работа Цель воспитательной работы школы – подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учетом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом. 1. Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи воспитательной деятельности: развитие системы мониторинга воспитательной деятельности; продолжение работы по созданию условий для развития личности на основе нравственных ценностей и исторического опыта России, направленного на формирование активных жизненных позиций, гражданского самосознания, воспитание любви к родной школе, отчему краю; продолжение работы по созданию условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений и желаний; формирование у учащихся межличностных отношений, толерантности, навыков самообразования и разностороннее развитие их творческих способностей; повышение социальной активности учащихся, развитие деятельности классного и ученического самоуправления; формирование и развитие системы работы с родителями и общественностью, привлечение родителей к организации воспитательного процесса в школе; активизировать деятельность методического объединения классных руководителей; стимулировать работу классных руководителей к обмену передовым педагогическим опытом, внедрению в практику новых педагогических технологий; совершенствовать систему воспитательной работы в классных коллективах; создать условия для самореализации личности каждого учащегося через дальнейшее совершенствование системы дополнительного образования; продолжать индивидуальную работу с «трудными» подростками; развивать организаторские и лидерские качества учащихся; шире использовать в воспитательном процессе возможности информационных технологий. Для реализации поставленных задач были определены приоритетные направления, через которые и осуществлялась воспитательная работа: 1. гражданско-патриотическое воспитание; 2. профилактика экстремизма и терроризма; 3. 4. 5. 6. 7. нравственно-эстетическое воспитани ПДД профилактика правонарушений. профилактика наркомании, пропаганда ЗО самоуправление Работа по гражданско-патриотическому воспитанию. Программа работы школы по патриотическому воспитанию направлена на неустанную работу по воспитанию у учащихся чувства патриотизма; развитие и углубление знаний об истории и культуре России и родного края; развитие способностей осмысливать события и явления действительности во взаимосвязи прошлого ,настоящего и будущего; становление многосторонне развитого гражданина России в культурном ,нравственном и физическом отношениях; развитие интереса и уважения к истории и культуре своего и других народов. В гимназии имеется программа патриотического воспитания «Мы – патриоты России». В Программе отражены основные цели, задачи, мероприятия по развитию системы патриотического воспитания, образования и просвещения, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию. Программа ориентирована на учащихся 1-11-х классов. В рамках программы в гимназии были организованы: Месячник « Память зажигает сердца».Линейки, посвящённые снятию блокады Ленинграда (27.02), Дню героев Отечества (9декабря),битве под Сталинградом,(02.02.19г) выводу советских войск из Афганистана,(14.02.2019г) Дню защитника Отечества, (22.02) . Фестиваль военной песни « Солдатам всех войн посвящается». Конкурсы чтецов, рисунков, плакатов. Уроки Мужества « А память сердце сбережёт» с приглашением воинов-интернационалистов. Выпуск поздравительных открыток к памятным датам. Спортивные турниры Акция « Солдатский чемоданчик». С целью формирования и развития чувства патриотизма и любви к своему городу и краю в музее МКОУ « Гимназия №5 им.А.А.Алиева» прошёл открытый классный час для учащихся 9-ых классов. На классный час были приглашены представители духовенства. Ученикам рассказали о необходимости мирного сосуществования людей различных национальностей и религиозных конфессий в едином обществе, приобщили их к прекрасному и богатому культурно-историческому наследию малой Родины, углубили знания учеников о кодексах чести народов региона и воспитании в подростках нравственности. В преддверии праздника Дня Победы в гимназии в каждом классе прошел единый урок ПОБЕДЫ, посвященный 74-й годовщине со дня Победы в Великой Отечественной войне, на котором вспомнили о страшных днях войны, о детях-героях. Фестиваль национальных культур « Мы дружбой народов сильны» » с приглашением Алиева Р- председателя объединенного союза ветеранов Афганистана, Магомедова И.- воина интернационалиста и заслуженного артиста РД Нугаева А.А. Мероприятия, посвящённые 20- летию разгрома бандформирований, вторгшихся в РД в 1999году.( линейка) Систематически проводятся встречи с представителями духовенства посёлка в частности с имамом мечети посёлка Новый-Сулак А.Абукасимовым и инспектором ПДН Т.В.Рева. Положительные результаты: 1. Гражданско-патриотическому воспитанию уделяется все больше внимания. 2. Учащиеся школы принимают участие в мероприятиях данного направления разного уровня: школьных, городских , республиканских. Проблемное поле: 1. Накопленный опыт по данному направлению недостаточно систематизирован. Вывод: В следующем учебном году в рамках гражданско-патриотического направления как одного из приоритетных направлений целесообразно продолжить создание условий для формирования нравственных ценностей и ведущих жизненных ориентиров. Запланировать проведение экскурсий, выездов. Профилактика экстремизма и терроризма. Одним из ключевых направлений борьбы с террористическими и экстремистскими проявлениями в общественной среде выступает их профилактика. Особенно важно проведение такой профилактической работы среди обучающихся, так как именно указанная среда в силу целого ряда различных факторов является одной из наиболее уязвимых в плане подверженности негативному влиянию разнообразных антисоциальных и криминальных групп. Социальная и материальная незащищенность обучающихся, частый максимализм в оценках и суждениях, психологическая незрелость, значительная зависимость от чужого мнения - вот только некоторые из причин, позволяющих говорить о возможности легкого распространения радикальных идей среди обучающихся. В школе разработан план мероприятий по противодействию экстремизму и терроризму. Согласно плану проводились классные часы, конкурсы, встречи с представителями духовенства и работниками ПДН и КДН. Нравственно-эстетическое воспитание Основной целью воспитательной работы в данном направлении является создание условий для всестороннего развития личности, для самовыражения и саморазвития учащихся. Это формирование у учащихся таких качеств как толерантность, доброжелательность, аккуратность, исполнительность, чувство долга, искренность, правдивость, развитие их самостоятельности, общественной активности, воспитание умения находить общий язык со своими сверстниками и взрослыми. Для достижения этой цели решались следующие задачи: - воспитание уважительного отношения учащихся к школе, друг к другу и к себе, чуткости, отзывчивости. Воспитание ценности дружбы и товарищества. - создание условий для проявления и раскрытия творческих способностей учащихся; - воспитание трудолюбия; - воспитание бережного отношения к природе, чувства прекрасного. За период с января 2019г по январь 2020г проведены следующие мероприятия: Торжественная линейка, посвящённая Дню Знаний. Творческий конкурс « Дагестан- мой дом». Мероприятия, посвящённые творчеству Р.Гамзатова: торжественная линейка. выставка творческих работ учащихся на тему: « Р.Гамзатов-поэт добра и конкурс на лучшего чтеца. конкурс рисунков на асфальте. человечности» Мероприятия ко дню Матери ( конкурсы открыток, газет, поделок) Концерт для милых мам. Конкурс рисунков и плакатов « Новогодний калейдоскоп» Мастерская ДЕДА МОРОЗА. Акция « Подари праздник больному другу»- подготовили подарки для 52 ребят Акция « Доброе сердце» для детей с реабилитационного центра. УРОК ДОБРА. Работа по формированию здорового образа жизни. Одной из первоочередных задач является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье – основа формирования личности.Формирование здорового образа жизни способствует созданию атмосферы, основанной на доброжелательности, внимании друг к другу, уюте и комфортности, т.е. благоприятной, развивающей среды. Работа по данному направлению ведется по программе «Здоровьесберегающий подход к организации учебно-воспитательного процесса», цель которой: сохранение физического ипсихического, нравственного здоровья подрастающего поколения. Программа служит основой сотрудничества всех звеньев системы: базового, дополнительного образования, школы и социума, школы и семьи. В школе стало традицией проведение Дней здоровья, соревнований по волейболу, футболу, баскетболу. Профилактика вредных привычек и пропаганда ЗОЖ ведется в системе классных часов и учебных предметов. С учащимися 5-11 классов регулярно проводятся беседы, конкурсы газет о возрастных особенностях организма, о пагубных последствиях курения, алкоголя, СПИДа. Ежегодно проводится осмотр наркологом учащихся 9-11 классов. ДДТТ Цели:1.Формировать представления школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам. 2.Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма. Мероприятия по данному направлению проводились с участием родителей и обучающихся. Были организованы: Конкурсы « Игрушка для работника ППС», рисунков, плакатов. Выступление отряда ЮИД перед учащимися начальных классов ,неделя детской дорожной безопасности «Внимание, Дети» . Составлены схемы безопасных маршрутов для учащихся «Дом-школа-дом» .( схемы вклеены в дневники учащихся 3-8 классов. Кроме этого, школа работала по 10-часовой программе «Изучаем правила дорожного движения» с записью тем занятий в журнале. Ученическое самоуправление Нельзя не отметить и работу школьного ученического самоуправления, возглавляемогоСоветом старшеклассников (Школьным Парламентом)В его состав входят учащиеся 8 -11 классов. Основными целями и задачами Совета учащихся являются: привлечение учащихся школы к сотрудничеству с педагогическим коллективом в организации внеурочной воспитательной работы; создание условий для адаптации школьников в современных условиях. Самоуправление помогает развивать организаторские качества личности, вооружает учащихся навыками и приемами организаторской деятельности. Однако учащиеся проявляют мало инициативы в проведении школьных мероприятий. Педагогам приходится убеждать, применять различные способы и методы, чтобы вовлечь школьников в процесс самоуправления. 1 Работу школьного ученического самоуправления за истекший год можно признать удовлетворительной. 2 Участвуя в различных проектах, дети стали более тесно сотрудничать друг с другом. Дополнительное образование Система дополнительного образования в нашей гимназии предоставляет возможность заниматься разным возрастным группам, начиная с первоклассника и до учащихся старших классов. Работа всех кружков способствует развитию творческих, познавательных, физических способностей детей. Она обеспечивает интерес и развитие трудолюбия. В нашей школе учащиеся могут развивать свои музыкальные, творческие способности, спортивные, интеллектуальные, художественно-эстетические. В школе были определены следующие цель и задачи развития дополнительного образования обеспечение реализации прав учащегося на получение дополнительного образования в соответствии с его потребностями и возможностями. В этом учебном году учащиеся нашей школы по-прежнему имели возможность посещатьшкольные детские творческие объединения по следующим направлениям : - художественно–эстетическое («Ритмы гор» - ( Алиев О.М.) - изобразительное творчество «Радуга»-( Абдуразакова А.А.) -техническое творчество-« Умелые ручки»- (Джабраилова П.М.) -художественно- эстетическое « Ансамбль национального танца»- рук. Нугаев А.А. Данные программы модифицированные. Режим занятий был обусловлен спецификой дополнительного образования в школе: занятия проводились во второй половине дня после окончания предметов учебного цикла. Формы занятий кружков разнообразные. Анализируя деятельность объединений дополнительного образования, можно отметить, что все объединения работали результативно. В целом, условия, созданные в школе для внеурочной деятельности и организации дополнительного образования, способствуют развитию творческих способностей учащихся, их личному развитию и социализации. Повышение уровня самооценки, проявление инициативы – это тот результат, к которому мы стремимся. К тому же у ребенка меньше остается незанятого времени, значит, меньше времени он будет бесцельно слоняться по улицам, снижается риск попадания в неблагоприятные компании. Выводы: Что касается школьных и классных воспитательных мероприятий, идет планомерное накопление методической литературы, сценариев, разработок классных часов. Обучающиеся занимаются научно-исследовательской деятельностью. МО классных руководителей помогает классным руководителям в работе с обучающимися. Вместе с тем актуальными остаются проблемы: 1 Низкая активность родителей в образовательном процессе. 2 Недостаточный методический уровень подготовки и проведения внеклассных мероприятий. 3 Недостаточный уровень развития ученического самоуправления в школе. Дополнительное образование Дополнительное образование ведется по программам следующей направленности: − естественно-научное; − культурологическое; − техническое; − художественное; − физкультурно-спортивное. Выбор профилей осуществлен на основании опроса обучающихся и родителей, который провели в ноябре 2018 года. По итогам опроса 1 обучающихся и 357 родителей выявили, что естественно-научное направление выбрало 57 процентов, культурологическое – 45 процентов, техническое – 37 процентов, художественное – 35 процентов, физкультурно-спортивное – 28 процентов.