Математика
Рабочая программа по математике для обучающихся 5—6 классов
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования с учётом и современных мировых требований,
предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского
образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также
целостность общекультурного, личностного и познавательного развития
обучающихся. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции развития
математического образования в Российской Федерации. Рабочая программа по
математике для обучающихся 7–9 классов разработана на
основе Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к
математическому образованию, и традиций российского образования, которые
обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для
непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного,
личностного и познавательного развития обучающихся. В рабочей программе учтены
идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской
Федерации. Целями обучения математике в 5—6 классах являются: продолжение
формирования основных математических понятий (число, величина, геометрическая
фигура), обеспечивающих преемственность и перспективность математического
образования обучающихся; развитие интеллектуальных и творческих способностей
обучающихся, познавательной активности, исследовательских умений, интереса к
изучению математики; подведение обучающихся на доступном для них уровне к
осознанию взаимосвязи математики и окружающего мира; формирование
функциональной математической грамотности: умения распознавать математические
объекты в реальных жизненных ситуациях, применять освоенные умения для решения
практикоориентированных задач, интерпретировать полученные результаты и
оценивать их на соответствие практической ситуации. Целями обучения математике
в 7–9 классах являются: формирование центральных математических понятий (число,
величина, геометрическая фигура, переменная, вероятность, функция),
обеспечивающих преемственность и перспективность математического образования
обучающихся; подведение учащихся на доступном для них уровне к осознанию
взаимосвязи математики и окружающего мира, понимание математики как части общей
культуры человечества; развитие интеллектуальных и творческих способностей
учащихся, познавательной активности, исследовательских умений, критичности
мышления, интереса к изучению математики; формирование функциональной
математической грамотности: умения распознавать проявления математических
понятий, объектов и закономерностей в реальных жизненных ситуациях и при
изучении других учебных предметов, проявления зависимостей и закономерностей,
формулировать их на языке математики и создавать математические модели,
применять освоенный математический аппарат для решения практико-ориентированных
задач, интерпретировать и оценивать полученные результаты. Основные линии
содержания курса математики в 7–9 классах: «Числа и вычисления», «Алгебра»
(«Алгебраические выражения», «Уравнения и неравенства»), «Функции», «Геометрия
(«Геометрические фигуры и их свойства», «Измерение геометрических величин»),
«Вероятность и статистика». Данные линии развиваются параллельно, каждая в
соответствии с собственной природой и традициями, однако не независимо одна от
другой, а в тесном контакте и взаимодействии. Кроме этого, их объединяет
логическая составляющая, традиционно присущая математике и пронизывающая все
математические курсы и содержательные линии. Сформулированное в Федеральном
государственном образовательном стандарте требование «уметь свободно
оперировать понятиями: определение, аксиома, теорема, доказательство,
равносильные формулировки утверждений, обратное и противоположное утверждения;
умение приводить примеры и контрпримеры; умение выводить формулы и проводить
доказательства, в том числе методом от противного и методом математической
индукции» относится ко всем курсам, а формирование логических умений
распределяется по всем годам обучения. Содержание образования, соответствующее
предметным результатам освоения рабочей программы, распределённым по годам
обучения, структурировано таким образом, чтобы ко всем основным, принципиальным
вопросам обучающиеся обращались неоднократно, чтобы овладение математическими
понятиями и навыками осуществлялось последовательно и поступательно, с
соблюдением принципа преемственности, а новые знания включались в общую систему
математических представлений обучающихся, расширяя и углубляя её, образуя
прочные множественные связи. В соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования математика является
обязательным предметом на данном уровне образования. В 5—9 классах учебный
предмет «Математика» традиционно изучается в рамках следующих учебных курсов: в
5—6 классах — курса «Математика».
Согласно учебному плану в 5—6 классах изучается интегрированный предмет
«Математика», который включает арифметический материал и наглядную геометрию, а
также пропедевтические сведения из алгебры, элементы логики и начала
описательной статистики. Учебным планом на изучение математики отводится 340
часов из обязательной части учебного плана:
в 5 классе — 170 часов (5 часов в неделю), в 6 классе — 170 часов (5 часов в неделю). В
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования математика является обязательным предметом на данном уровне
образования и изучается на углублённом уровне в рамках следующих учебных
курсов: «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика». Согласно учебному
плану в 7—9 классах изучается углублённый учебный курс «Алгебра», который включает
следующие основные разделы содержания: «Числа и вычисления», «Алгебраические
выражения», «Уравнения и неравенства», «Функции». Учебным планом на изучение
алгебры отводится 306 часов из обязательной части учебного плана: в 7 классе – 102 часа (3 часа в неделю), в 8 классе — 102 часа (3 часа в неделю), в 9 классе — 102 часа (3 часа в неделю).
Согласно учебному плану, в 7–9 классах изучается углублённый учебный курс
«Геометрия», который включает следующие основные разделы содержания: «Начала
геометрии», «Треугольники», «Окружность», «Четырёхугольники», «Подобие»,
«Элементы тригонометрии», «Площади», а также «Метод координат», «Векторы»,
«Преобразования плоскости». Учебным планом на изучение геометрии отводится 204
часов из обязательной части учебного плана:
в 7 классе – 68 часов (2 часа в неделю),
в 8 классе — 68 часов (2 часа в неделю),
в 9 классе — 68 часов (2 часа в неделю).